«РАССКАЖИ ‒И Я ЗАБУДУ, ПОКАЖИ – И Я ЗАПОМНЮ, ДАЙ ПОПРОБОВАТЬ ‒И Я ПОЙМУ»
Процесс обучения и воспитания в детском саду направлен на раскрытие в личности ребёнка тех качеств, которые будут ему необходимы для достижения любых целей в будущем. Развивать пытливость ума, знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу — это задачи современной системы дошкольного образования.
Маленькие «почемучки» ежедневно задают огромное количество вопросов. Им интересно абсолютно все: почему идет дождик, почему дует ветер, почему светит солнце. В доступной форме объяснить маленькому ребенку суть природных явлений и закономерностей, рассказать о причинах и следствиях происходящего — задача довольно сложная. Конечно, можно постараться рассказать или показать, а можно провести эксперимент. Именно этим и занимаются малыши в нашем детском саду. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях.
В нашем детском саду стала традицией проводить открытые занятия по теме «Опыты и эксперименты», целью которых является обобщение и систематизация знаний детей. Воспитатели делятся накопленным опытом. Ими определен круг общезначимых тем, вызывающих интерес и стремление детей к наблюдению и экспериментированию, самостоятельному поиску новых сведений об окружающем мире:
-«Волшебные мыльные пузыри», средняя группа «Бөбек», воспитатель Мурсалимова С.К.
-«Бумага и ее свойства», средняя группа «Ромашка», воспитатель Сулейменова З.О.
-«Волшебная вода», старшая группа «Жұлдыздар», воспитатель Алпыспаева Г.Ж.
-«Волшебный камень – магнит», старшая группа «Айгөлек», воспитатель Харохордина И.В.
-«Секреты кока-колы», предшкольная группа «Балапан», воспитатель Карелина О.С.
-«Удивительная соль», предшкольная группа «Күншуақ», воспитатель Анешева Б.А.
-«Эксперименты с мукой», предшкольная группа «Гүлдер», воспитатель Курбанова Р.Я.
-«Судың маңызы мен қасиетті», предшкольная группа, воспитатель Дақыш Ж.Ж.
Чем же полезно детское экспериментирование? Во-первых, у детей происходит соприкосновение с предметами, что позволяет понять их качества и свойства. Во-вторых, экспериментальная деятельность пробуждает еще большую любознательность, открывает для ребенка новый мир, полный чудес и загадок. В-третьих, у детей углубляются знания о природе — живой и неживой, они расширяют свой кругозор, учатся размышлять, наблюдать за явлениями, анализировать и делать выводы. И, конечно, детское экспериментирование позволяет ребятам чувствовать, что они самостоятельно открывают какое-то явление, что влияет на их самооценку.
Экспериментальная деятельность в детском саду является эффективной и способствует формированию у детей компетенций XXI века: критическое мышление, творческие способности и навыки совместной работы.